Без аплодисментов

.........................  из цикла "хромой верлибр"

......................... после просмотра первого акта пьесы "Тит Андроник"






Ушли, не дождавшись
окончания первого акта:
агония тела
с отрубленным языком,
кроваво дергалась
на краю сцены,
сползая в зал, где насилие
проникло в дом,
Варваров пожалели,
а они мстили,
впрочем, об авторе забыли,
но это не Шекспир точно,
он не ради смертей безумно
ставил многоточие
в умах слушающих
и внимающих слову.

Чума ли причина
Или отсутствие силы закона...
Породил эту пьесу злой разум.
Но только это не Шекспир!
Ни одного разу!



11.05.2014



* * *

"...три прижизненных издания "Тита Андроника" (1594, 1600, 1611) были напечатаны
без имени автора на титульном листе.
     Приводили слова драматурга XVII века Эдуарда Рейвенскрофта,  который  в
предисловии к своей  переделке  "Тита  Андроника"  (поставленной  в  1678  и
напечатанной в 1687 г.) писал: "Люди, издавна  осведомленные  в  театральных
делах, говорили мне, что эта пьеса первоначально не принадлежала Шекспиру, а
была принесена посторонним автором, и он лишь приложил руку мастера к  одной
или двум ролям или характерам; и я склонен поверить этому, ибо из  всех  его
произведений это самое неудобоваримое; оно напоминает  скорее  кучу  мусора,
нежели постройку".

 "Четырнадцать убийств, тридцать четыре трупа, три отрубленные руки, один
отрезанный язык - таков инвентарь ужасов, наполняющих эту трагедию.
     Мог  ли  написать  ее  Шекспир,   тот,   кого   современники   называли
"благородным", "медоточивым", "сладостным"? Тот, кто написал  столь  изящные
комедии и такие глубокие философские трагедии?
     Многие критики отказываются верить этому. Содержание  "Тита  Андроника"
столь грубо, низменно, жестоко, говорят они,  что  невозможно  признать  это
произведение плодом гения Шекспира, хотя бы и молодого.  Никакая  незрелость
не может оправдать столь чудовищное нагромождение ужасов. Только дурной вкус
и примитивная фантазия могли породить трагедию такого рода, создать  которую
мог кто угодно, только не Шекспир."

"Текстологи посредством скрупулезных  сравнений  стиля  показывают,  что
"Тит Андроник" отличается лексикой, фразеологией, версификационными приемами
от  пьес,  достоверно  являющихся  шекспировскими.  Они   приводят   данные,
свидетельствующие о сходстве трагедии с пьесами его предшественников,  среди
которых будто бы и следует искать автора трагедии, каковым мог  быть  Марло,
Грин, Кид, Нэш, Пиль - кто угодно, но только не божественный Уильям."

из послесловия к изданию:   А. А. Аникст. «Тит Андроник», собр. соч. Шекспира, т. 2, 1958

© Copyright: Акламэна